Айвазовский «смотр черноморского флота в 1849 году» описание картины, анализ, сочинение

Айвазовский

Акварели современного нидерландского художника-самоучки Жерара Хендрикса.

Художник Жерар Хендрикс (Gerard Hendriks) родился в нидерландском городке Эйндховене. Живопись и рисунок вошли в жизнь Жерара в раннем детстве.

С того самого момента, как я смог держать карандаш, я начал рисовать, а с тех пор, как взял в руки кисть, уже никогда не прекращал писать картины.

После окончания средней школы Gerard Hendriks хотел поступись в академию художеств, но семья была против такого легкомысленного выбора и молодой человек получил «серьёзную практичную специальность». При этом Хендрикс не оставил своего увечения.

На протяжении многих лет, я изучал самостоятельно различные художественные техники, экспериментировал в различных стилях: от абстрактного к образному и комбинировал то и другое.

Художник-самоучка писал натюрморты, много работал над сюжетами о музыке, спорте, танцах, серьёзно увлёкся дикой природой.

В течение многих лет я писал реалистичные натюрморты, пейзажи, картины животных, однако, спустя некоторое время этот стиль живописи становился всё менее и менее для меня интересным. Хотя там была правда реальности, но на мой взгляд, в картинах чего -то не хватало. Там не было моей души и сердца. Конечный результат работы был всегда заведомо известен и перестал удивлять меня.

В результате многолетних поисков своего стиля художник начал писать в «менее строгой и расслабленной манере».

Я действительно наслаждаюсь свободным и более абстрактным стилем, он позволяет вкладывать в работу мои эмоции и чувства. Птицы, животные остаются узнаваемыми, но цвет не обязательно должен быть реалистичным.

Те технические приёмы, которые я использую в работе краской, постоянно приносят мне новые и неожиданные решения относительно того, как картина будет выглядеть в окончательном варианте.

Я свободно применяю разбрызгивание, процарапывание, вставляю и использую другие материалы, смешиваю техники. Мне важен только конечный результат. А также, мне хочется, чтобы у зрителя была возможность найти свой собственный смысл в картинах.

  Для меня живопись акварелью — это захватывающее приключение, своего рода сафари за мольбертом.

Жерар Хендрикс уже много лет успешно экспонирует свои работы в галереях и музеях Европы.В 2006 году художник стал членом Института Акварели Бельгии.

Акварельные картины художника Жерара Хендрикса (Gerard Hendriks)

  • Айвазовский
  • Айвазовский
  • Айвазовский
  • Айвазовский
  • Айвазовский
  • Айвазовский
  • Айвазовский
  • Айвазовский
  • Айвазовский

Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42103718178/page

Крымская война 1853-1856 г.г

Айвазовский

Севастополь. Памятник затонувшим кораблям

Поражение  России в Крымской войне было неизбежным. Почему? « Это война кретинов с негодяями», — сказал о Крымской войне  Ф.И. Тютчев.

Слишком резко? Возможно. Но если учесть тот факт, что ради амбиций одних погибали другие, то высказывание Тютчева будет  точным.

Крымская война (1853—1856) также иногда называется Восточной войной — это война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства.

Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке.

Но наибольшего напряжения  бои достигли в Крыму, поэтому война и получила название Крымской.

Айвазовский

И. Айвазовский «Смотр Черноморского флота в 1849 году»

Причины войны

  • У каждой стороны, принявшей участие в войне, были свои претензии и причины для военного конфликта.
  • Российская империя: стремилась к пересмотру режима черноморских проливов; усилению влияния на Балканском полуострове.
  • На картине И. Айвазовского изображены участники предстоящей войны:

Николай I напряженно вглядывается в строй кораблей. За ним наблюдают командующий флотом коренастый адмирал М.П.

Лазарев и его воспитанники Корнилов (начальник штаба флота, за правым плечом Лазарева), Нахимов (за левым плечом) и Истомин (крайний справа).

  1. Османская империя: желала подавления национально-освободительного движения на Балканах; возвращения Крыма и черноморского побережья Кавказа.
  2. Англия, Франция: надеялись подорвать международный авторитет России, ослабить ее позиции на Ближнем Востоке; отторгнуть от России территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии; укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя ее как рынок сбыта.
  3. К середине XIX века Османская империя находилась в состоянии упадка,  кроме того, продолжалась борьба православных народов за освобождение от османского ига.

Эти факторы привели к появлению у русского императора Николая I в начале 1850-х годов мыслей по отделению балканских владений Османской империи, населённых православными народами, чему противились Великобритания и Австрия.

Великобритания, кроме того, стремилась к вытеснению России с черноморского побережья Кавказа и из Закавказья.

Император Франции Наполеон III, хотя и не разделял планов англичан по ослаблению России, считая их чрезмерными, поддержал войну с Россией как реванш за 1812 год и как средство укрепления личной власти.

У России с Францией произошел  дипломатический  конфликт  по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме, Россия, с целью оказать давление на Турцию, оккупировала Молдавию и Валахию, находившихся под протекторатом России по условиям Адрианопольского мирного договора. Отказ русского императора Николая I вывести войска привел к объявлению 4 (16) октября 1853 года Турцией, а за ней Великобританией и Францией, войны России.

Ход военных действий

20 октября 1853г. – Николай I подписал Манифест о начале войны с Турцией.

Первый этап войны (ноябрь 1853 – апрель 1854) – это русско-турецкие военные действия.

Николай I занял непримиримую позицию, надеясь на мощь армии и поддержку некоторых европейских государств (Англии, Австрии и др.). Но он просчитался. Русская армия насчитывала более 1 млн. человек. Однако, как выяснилось в ходе войны, она была несовершенной, прежде всего, в техническом отношении. Ее вооружение (гладкоствольные ружья) уступало нарезному оружию западноевропейских армий.

Устарела и артиллерия. Флот России был по преимуществу парусным, тогда как в военно-морских силах Европы преобладали суда с паровыми двигателями. Отсутствовали налаженные коммуникации.

Это не позволило обеспечить место военных действий достаточным количеством боеприпасов и продовольствия, людским пополнением.

Русская армия могла успешно бороться с подобной по состоянию турецкой, но противостоять объединенным силам Европы не имела возможности.

Русско-турецкая война велась с переменным успехом с ноября 1853 по апрель 1854 г. Основное событие первого этапа — Синопское сражение (ноябрь 1853 г.). Адмирал П.С. Нахимов разгромил турецкий флот в Синопской бухте и подавил береговые батареи.

В результате Синопского сражения  русским Черноморским флотом  под командованием адмирала Нахимова была разгромлена турецкая эскадра. Турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов.

В ходе четырёхчасового боя в Синопской бухте (военно-морская база Турции) противник потерял  полтора десятка кораблей и свыше 3 тыс. человек уби­тыми, все береговые укрепления были разрушены.

Только 20-пушечный быстроходный пароход «Таиф» с английским советником на борту смог вырваться из бухты. Командую­щий турецким флотом был взят в плен. Потери эскадры Нахимова составили 37 че­ловек убитыми и 216 ранеными.

Не­которые корабли вышли из боя с сильными повреждениями, но пи один не был потоплен. Синопский бой золотыми буквами вписан в ис­торию российского флота.

Айвазовский

И. Айвазовский «Синопский бой»

Это активизировало Англию и Францию. Они объявили войну России. Англо-французская эскадра появилась в Балтийском море, атаковала Кронштадт и Свеаборг. Английские корабли вошли в Белое море и подвергли бомбардировке Соловецкий монастырь. Военная демонстрация была проведена и на Камчатке.

Второй этап войны (апрель 1854 – февраль 1856) – англо-французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях и на Камчатке.

Главной целью объединенного англо-французского командования был захват Крыма и Севастополя — военно-морской базы России. 2 сентября 1854 г. союзники начали высадку экспедиционного корпуса в районе Евпатории. Сражение на р. Альма в сентябре 1854 г.

русские войска проиграли. По приказу командующего А.С. Меншикова они прошли через Севастополь и отошли к Бахчисараю. Одновременно гарнизон Севастополя, подкрепленный матросами черноморского флота, вел активную подготовку к обороне. Ее возглавили В.А. Корнилов и П.

С. Нахимов.

После сражения на р. Альма противник осадил Севастополь. Севастополь был первоклассной воен­но-морской базой, неприступной с моря. Перед входом на рейд – на полуостровах и мысах – стояли мощные форты.

Русский флот не мог противостоять неприятельскому, поэтому часть кораблей затопили перед входом в Севастопольскую бухту, что ещё больше укрепило город с моря. Более 20 тыс. моряков сошли на берег и встали в строй вместе с сол­датами. Сюда же перевезли и 2 тыс. корабельных пушек.

Вокруг города были сооружены восемь бас­тионов и множество других укрепле­ний. В ход шли земля, доски, домаш­няя утварь – всё, что могло задержать пули.

Но для работ не хватало обыкновен­ных лопат и кирок. В армии процве­тало воровство. В годы войны это обернулось катастрофой. В связи с этим вспоминается известный эпизод.

Николай I, возмущенный обнаружившимися едва ли не повсюду всевозможными злоупотреблениями и хищениями, в беседе с наследником престола (будущим императором Александром II) поделился сделанным им и потрясшим его открытием: «Кажется, во всей России не воруют только два человека — ты да я».

Оборона Севастополя

Оборона  под руководством адмиралов Корнилова В.А., Нахимова П.С. и Истомина В.И. продолжалась 349 дней силами 30-тысячного гарнизона и флотскими экипажами. За этот период город был подвергнут пяти массированным бомбардировкам, в результате чего была практически уничтоже­на часть города – Корабельная сторона.

Айвазовский

Крымская война 1853-1855 г.г.

5 октября 1854 г. началась первая бомбардировка города. В ней приняли участие армия и военно-морской флот. С суши по городу вели огонь 120 орудий, со стороны моря — 1340 орудий кораблей. В ходе обстрела по городу было выпущено свыше 50 тыс. снарядов.

Этот огненный смерч должен был разрушить укрепления и подавить волю их защитников к сопротивлению. Однако русские ответили точным огнем 268 орудий. Артиллерийская дуэль продолжалась пять часов.

Несмотря на огромное превосходство в артиллерии, союзный флот получил сильные повреждения (8 судов были отправлены в ремонт) и был вынужден отступить. После этого союзники отказались от использования флота в бомбардировках города. Фортификационные сооружения города серьезно не пострадали.

Решительный и умелый отпор русских стал полной неожиданностью для союзного командования, которое рассчитывало взять город малой кровью. Защитники города могли праздновать очень важную не только военную, но и моральную победу. Их радость омрачала гибель во время обстрела вице-адмирала Корнилова.

Оборону города возглавил Нахимов, который за отличие в обороне Севастополя был произведен 27 марта 1855 г. в адмиралы.Ф. Рубо. Панорама обороны Севастополя (фрагмент)

Айвазовский

А. Рубо. Панорама обороны Севастополя (фрагмент)

В июле 1855 г. был смертельно ранен адми­рал Нахимов. Попытки же русской армии под командованием князя Меншикова А.С. оттянуть на себя силы осаждающих окончились неудачей (сражение под Инкерманом, Евпаторией и Черной Речкой).

Действия полевой ар­мии в Крыму мало помогли герои­ческим защитникам Севастополя. Вокруг города постепенно сжи­малось кольцо противника. Русские войска вынуждены были ос­тавить город. Наступление противника на этом закончилось.

Пос­ледующие военные действия в Крыму, а также в других районах страны для союзников решающего значения не имели. Несколько лучше обстояли дела на Кавказе, где русские войска не только остановили турецкое наступление, но и заняли крепость Карс.

В ходе Крымской войны были подорваны силы обеих сторон. Но беззаветное муже­ство севастопольцев не могло ком­пенсировать недостатки в вооруже­нии и обеспечении.

27 августа 1855 г. французские войска штурмом овладели южной частью города и захватили господствующую над городом высоту – Малахов курган.

Потеря Малахова кургана решила участь Севастополя. В этот день защитники города потеряли около 13 тыс. чел., или более четверти всего гарнизона. Вечером 27 августа 1855 г. по приказу генерала М.Д. Горчакова севастопольцы покинули южную часть города и перешли по мосту в северную.

Бои за Севастополь завершились. Союзники не добились его капитуляции. Российские вооруженные силы в Крыму сохранились и были готовы к дальнейшим боям. Они насчитывали 115 тыс. чел. против 150 тыс. чел. англо-франко-сардинцев. Оборона Севастополя стала кульминацией Крымской войны.

Айвазовский

Ф. Рубо. Панорама обороны Севастополя (фрагмент «Бой за батарею Жерве»)

Военные действия на Кавказе

На Кавказском театре военные действия развивались более успешно для России. Турция вторглась в Закавказье, но потерпела крупное поражение, после чего русские войска стали действовать на ее территории. В ноябре 1855 г. пала турецкая крепость Каре.

Крайнее истощение сил союзников в Крыму и русские успехи на Кавказе привели к прекращению военных действий. Начались переговоры сторон.

 Парижский мир

В конце марта 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Однако она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии.

Самым тяжелым и унизительным было условие о так называемой «нейтрализации» Черного моря. России запретили иметь на Черном море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости. Это наносило существенный удар по безопасности южных границ.

Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет: Сербия, Молдавия и Валахия переходили под верховную власть султана Османской империи.

Поражение в Крымской войне оказало значительное влияние на расстановку международных сил и на внутреннее положение России.

Война, с одной стороны, обнажила ее слабость, но с другой — продемонстрировала героизм и непоколебимый дух русского народа.

Поражение подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность и заставило правительство вплотную заняться реформированием государства.

Герои Крымской войны

Корнилов Владимир Алексеевич

Источник: https://www.rosimperija.info/post/231

Мир ему покорился: "певец моря" Айвазовский

Евгений Бондаренко, автор серии фильмов о полуострове «Все о Крыме»

Когда в июле 1880-го впервые открывали галерею Айвазовского, желающих увидеть его знаменитые морские пейзажи было, пожалуй, не меньше, чем в наши дни. Правда, тогда это были в основном не туристы, а горожане, для которых Иван Константинович был не просто художником, а близким, можно сказать, родным человеком – щедрым меценатом и бескорыстным покровителем, патриотом и гордостью Феодосии.

Еще мальчишкой будущий знаменитый художник любил рисовать. Семья жила небогато и маленькому Ованесу – именно таким было его настоящее имя – все время не хватало бумаги. Не в силах преодолеть тягу к живописи, он рисовал углем на стенах домов.

Однажды рисующего что-то мальчика заметил феодосийский архитектор Яков Кох. Подойдя ближе, он увидел солдата, старательно начертанного углем.

Его удивила тщательная прорисовка всех деталей и мастерство, с каким были выведены подробности амуниции и сохранены пропорции фигуры. Эта случайная встреча предопределила судьбу художника.

Познакомившись с семьей Айвазовского и увидев его рисунки, Кох понял, что это не просто увлечение, а самый настоящий талант, который надо развивать и поощрять.

Решив помочь Ованесу, архитектор принес ему бумагу, карандаши и краски, не забыв рассказать о юном даровании городскому начальнику Александру Казначееву, дети которого брали уроки у Коха.

Ознакомившись с работами начинающего живописца, градоначальник предложил его родителям совершенствовать мастерство Ованеса вместе со своими детьми, причем, бесплатно. Мог ли мечтать о таком подарке для своего сына Геворг Айвазян? Он был счастлив и благодарен Казначееву за столь щедрое предложение.

В 13 лет Ованес, отучившись в уездном училище, приезжает в Симферополь и поступает в гимназию. В этом ему вновь помогает Казначеев, ставший к тому времени главой Таврической губернии.

Обучаясь в гимназии, мальчик постоянно совершенствует свое мастерство: пишет пейзажи с натуры, делает копии рисунков и гравюр известных авторов, пробует разные стили, постепенно вырабатывая свой. Уже тогда его имя стало известно в Симферополе и о нем заговорили, как о талантливом художнике.

В дальнейшем судьба еще не раз была благосклонна к юноше, посылая ему людей, неравнодушных к творчеству и таланту. После гимназии юношу, уже под именем Ивана Айвазовского, принимают на казенный счет в Санкт-Петербургскую императорскую академию художеств. В этом ему помогла Наталья Нарышкина, супруга бывшего Таврического губернатора Дмитрия Нарышкина.

Петербург открыл живописцу новые горизонты для творчества. Он был покорен красотой города, его масштабами и величием.

Вместе с тем, путешествуя по окраинам столицы, он видит, как местные пейзажи отличаются от родных крымских и с удовольствием запечатлевает их.

Так, в 1835 году появляются два полотна: «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем», за что 18-летний ученик получает серебряную медаль.

Воодушевленный успехом, Айвазовский продолжает работать, и уже через год пять его новых картин появляются на выставке академии художеств, получив впоследствии хорошие отзывы критиков, а самому автору даже вручают награду от императора Николая I.

После этого имя Айвазовского все чаще звучит в светском обществе, его узнают и называют талантом. Художника приглашают на творческие встречи, где он знакомится с Брюлловым, Венециановым, Глинкой.

Вскоре молодой живописец стал настолько популярным, а картины его имели такой успех, что сам император соизволил приобрести у него шесть полотен, заплатив шесть тысяч рублей – немалые деньги по тем временам! Айвазовский стал получать множество заказов, обеспечивших его работой на месяцы вперед. Первые деньги за свои картины он сразу отправляет домой, зная, как тяжело отцу содержать семью.

Миллионы долларов за Крым и Турцию: самые дорогие картины Айвазовского

В конце концов, ученый совет академии сокращает срок обучения живописца на два года и выпускает его досрочно с золотой медалью. Художник отправляется в Крым с заданием написать серию пейзажей востока полуострова. В Феодосию он приезжает уже знаменитым.

Затем Айвазовский на одном из кораблей российского флота уходит к берегам Кавказа, где знакомится с легендарными адмиралами Лазаревым, Корниловым, Нахимовым.

Здесь художник делает первые наброски к будущим полотнам из серии батальной живописи.

После возвращения он сразу пишет картину «Десант отряда в долине Субаши», которую вскоре покупает император, пожелавший, чтобы Айвазовский и впредь отражал подвиги российского флота в своих сюжетах.

Айвазовский

Картина И. К. Айвазовского «Смотр Черноморского флота в 1849 году»

В 1839 году в возрасте 22 лет Айвазовский получает аттестат об окончании академии художеств, а заодно и титул дворянина.

Весной следующего года его направляют в Италию для изучения европейского искусства.

«Я видел творения Рафаэля и Микеланджело, видел Колизей, церковь Петра и Павла… Смотря на произведения гениев и громады – чувствуешь свое ничтожество! Здесь – день стоит года.

Я, как пчела, сосу мед из цветника, чтобы принести благодарную дань матушке России», – восторженно пишет он, находясь в Риме. Здесь же создает 13 картин, имевших огромный успех, получив за свою работу золотую медаль Парижской академии художеств.

Айвазовский

© РИА Новости Крым. Евгений Бондаренко

Галерея Айвазовского в Феодосии

Картину «Хаос» решает приобрести папа Григорий XVI для галереи Ватикана, однако Айвазовский отказывается от денег и дарит полотно, за что получает очередную золотую медаль.

О живописце, его картинах и выставках появляются хвалебные очерки в европейской прессе. Он становится членом сразу нескольких художественных академий, а слава о нем идет уже по всему свету.

  • В дальнейшем Айвазовский путешествует по странам Европы, работает над пейзажами на открытом воздухе, еще больше – в мастерской, постоянно импровизируя: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их» – пишет он позже в автобиографии.
  • Спустя пять лет Айвазовский возвращается в Россию.
  • Несмотря на успехи, слава не вскружила ему голову, он помнил, как жила его семья, знал, что такое бедность, не забыл, как помогали ему разные люди на пути к мировому признанию.

Приехав в Феодосию, он уже сам помогает юным дарованиям, занимается благотворительностью, способствует открытию школы искусств. Всем сердцем любил художник родной город.

Он оставил ему не только свой дом и картинную галерею, при участии мариниста были построены библиотека, концертный зал, армянское училище, фонтан, здание музея древностей, железная дорога, реконструирован порт и налажено водоснабжение.

Айвазовский

© РИА Новости Крым. Евгений Бондаренко

Фонтан Айвазовского в Феодосии

Умер Иван Константинович в 1990 году, у мольберта, с кистью в руках, создавая очередной шедевр.

«Море – это моя жизнь», – говорил он. Каждая его картина, словно икона, посвященная одному из самых великих творений природы. Художник написал около 6000 картин, занимающих сегодня самые почетные места в знаменитых музеях и частных коллекциях.

Выставки полотен Айвазовского неизменно вызывают ажиотаж, где бы они ни открывались. Память о живописце жива как на его родине, так и во всем мире.

Трудно выразить словами более полный итог его жизни, чем лаконичная надпись на могиле художника: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».

Айвазовский

© РИА Новости Крым. Евгений Бондаренко

Могила Ивана Айвазовского в Феодосии

Источник: https://crimea.ria.ru/society/20180729/1114925644.html

И.К. Айвазовский. Смотр Черноморского флота в 1849 году, 1886

опубликовано: июль 2015

Айвазовский
И.К.  Айвазовский. Смотр Черноморского флота в 1849 году, 1886

Иван Константинович Айвазовский, выдающийся маринист, профессор живописи, был не меньшим мастером сюжетных полотен.

Картину «Смотр Черноморского флота в 1849 году»  правомерно отнести не только к историческому жанру, но и к мемуарному, ведь художник был очевидцем этого действа на Севастопольском рейде.

Он был тогда одним из тех спутников  императора Николая I, которые принимали парад на фрегате «Владимир». 

Группа главных действующих лиц в нижнем углу картины справа изображена стоящей на палубе фрегата, который не виден зрителю. Император стоит у самого борта, опершись на него обеими руками. На протокольно-почтительном расстоянии от него — командующий Черноморским флотом адмирал Лазарев. За ним справа — начштаба Корнилов, а за левым плечом — Нахимов и Истомин. 

Боевые корабли флота выстроились в ровную линию и шествуют по почти гладкому серо-стальному морю. Караван образует диагональную композицию картины. Возглавляет парад-смотр 120-пушечный линейный флагман «Двенадцать апостолов». За ним под всеми парусами 84-пушечные «Ростислав», «Святослав»,  «Ягудиил».

Большинство из кораблей уже через 4 года, в 1853, станут участниками Синопского сражения и будут затоплены по решению капитанов в Севастопольской бухте. А пока, гордо расправив паруса, они шествуют под высоким и светлым (хотя и облачным) южным небом. Мастер использовал композицию с низким горизонтом – поэтому неба в картине много, и оно служит гармоничным фоном для фрегатов.

  На каждом из них развевается Андреевский стяг – он светлее парусов и отчетливо виден на первых кораблях. 

Картина написана в 1886 году, когда Айвазовский уже отказался от слишком празднично-ярких красок.

Гармония живописной симфонии достигается  мастерским подбором оттенков немногих цветов – серого, белого, голубого, оливкового. Большое (почти 2,5 м.

в ширину) полотно, выставленное в Академии художеств  Санкт-Петербурга, стало популярным у публики. Сейчас картина находится в  Центральном Военно-морском музее северной столицы России.

  • автор описания: naks6019
  • Севастополь в шедеврах Айвазовского
  • Крымские пейзажи на холстах Айвазовского

Источник: https://krymkrymkrym.ru/i-k-ayvazovskiy-smotr-chernomorskogo-flota-v-1849-godu-1886

Описание картины Айвазовского «Смотр Черноморского флота в 1849 году»

Не часто на картинах великого русского художника-мариниста и баталиста Ивана Константиновича Айвазовского можно встретить человеческие фигуры. Полотно «Смотр Черноморского флота в 1849 году» — исключение.

Большее пространство картины занимает море и корабли, но в правом нижнем углу мы отчетливо видим детально прорисованные фигуры императора Николая I, адмиралов и офицеров. Картина выполнена маслом. Интересно, что Айвазовский сам был свидетелем смотра 1849 года.

Видимо, парад произвел на него, как человека с острым художественным восприятием реальности, настолько сильное впечатление, что он решил посвятить этим событиям картину спустя целых тридцать семь лет.

Судна, одно за другим, шествуют перед императором. Море под ними гладкое и спокойное. Корабли напоминают титанов, покоривших морскую стихию. Айвазовский создает диагональную композицию картины, пользуясь также приемом перспективы.

Судьба этих кораблей — затонуть через четыре года в ходе Синопского сражения. Осознание того факта, что эти гиганты, которые, казалось бы, подчинили себе пучину морскую, совсем скоро станут ее жертвами, добавляет полотну трагичности. Лирично вздымает вверх стайка чаек, клубятся на небе желтоватые облака.

Айвазовский

Соединяя в картине и море, и классический сюжет исторического жанра (смотр войск) и изображая эпизод из своей жизни, Иван Айвазовский выходит на новый, особый уровень рефлексии. Художественному зрителю открывается интересная тема для размышлений.

Художник, изображая величие кораблей во время парада (расправленные, словно крылья птиц, паруса, «поднятые» вверх бушприты), кораблей, которым суждено через совсем небольшое количество времени сгинуть, унеся с собой несколько десятков жизней, показывает, насколько непостоянен и хрупок на самом деле мир вокруг нас.

Даже то, что кажется сильнейшим и несокрушимым, совсем скоро может исчезнуть с лица земли, будто и никогда не существовало. И не важно, что это — величественные корабли, любимый народом император. Единственное, что действительно является для художника вечным и несокрушимым — это стихия, море, небо.

Возможно, именно для того, чтобы показать хрупкость человека в сравнении со стихией, он посвящает картину великим созданиям человеческих рук — кораблям. Осознание их хрупкости дает осознание того, насколько же тогда хрупк человек перед силой стихии.

Источник: https://wpainting.ru/ajvazovskij/opisanie-kartiny-smotr-chernomorskogo-flota-v-1849-godu.html

Иван Айвазовский – главный живописец морской стихии

Иван Айвазовский. Автопортрет, 1874. Галерея «Уффици», Флоренция

Иван Константинович Айвазовский родился в семье мелкого армянского торговца 17 (29) июля 1817 года в Феодосии. Рождение у моря определило творческую направленность будущего художника.

Способности к живописи проявились у него с ранних лет, и этого оказалось достаточным для того, чтобы шестнадцатилетнего юношу зачислили в качестве пансионера в петербургскую Академию Художеств. Ивану повезло: первыми его учителями стали замечательные художники – французский маринист Филипп Таннер и русский пейзажист Максим Воробьёв.

Таннер обучил Айвазовского первым приемам реалистического изображения морской воды. Позднее художник разработал собственную систему создания морских пейзажей, производивших полное впечатление живого вида на море.

Признание к Айвазовскому пришло довольно быстро. В 1835 году он получает первую серебряную медаль за «Этюд воздуха над морем», в 1837 году заканчивает Академию, а к 27 годам становится членом Петербургской, Римской и Амстердамской Академий художеств.

С самого начала и до последних лет жизни Айвазовский посвятил себя изображению морской стихии и преуспел в этом жанре, как никто другой.

Его картины являются не только великолепными морскими пейзажами, они создают эффект реального присутствия, зритель переносится на берег моря и вовлекается в действие, изображенное на полотне.

Ощущения шума волн и ветра становятся почти физическим и приобретают осязательный характер. Коллега Айвазовского английский маринист Уильям Тёрнер даже написал стихотворение по этому поводу:

Великий художник! Прости меня за ошибку мою, Когда я принял за действительность картину твою…

Айвазовский, родившийся у моря, родственные связи с морем поддерживал на протяжении всей жизни. На Черном, Балтийском, Средиземном морях и Атлантическом океане он изучал природу световых эффектов, соприкосновение солнца, моря и воздуха. Художник-маринист главным в своих картинах считал… свет: «Те картины, в которых главная сила — свет солнца… надо считать лучшими».

В 1840-х годах Айвазовский путешествует по Италии, Германии, Франции, Англии, Испании. Эти поездки, которые были ничем иным, как образовательными турами, Айвазовский совершал с одной целью — «принести благодарную дань царю и матушке России», отмечал он в одном из писем.

Он быстро приобретает мировую славу и становится членом многих европейских художественных академий, а после выставки во Флоренции ему было предложено написать свой портрет для размещения его в галерее Уффици, где представлены портреты всех величайших художников, начиная с эпохи Возрождения.

Айвазовский неоднократно принимал участие в морских экспедициях. В 1839 году в качестве бортового художника он участвовал в военно-морском походе к берегам Кавказа, в экспедиции он познакомился со знаменитым флотоводцем Михаилом Лазаревым, с молодыми офицерами Владимиром Корниловым, Павлом Нахимовым, Владимиром Истоминым, будущими героями Крымской войны.

Вместе с моряками он участвовал в Субашинской операции, когда русский десант высадился близ современного Сочи. «Все мое вооружение состояло из пистолета и портфеля с бумагою и рисовальными принадлежностями», – вспоминал художник. Картина «Десант у Субаши» (1839) как раз запечатлело это событие.

Иван Айвазовский «Смотр Черноморского флота в 1849 году», 1886

В 1844 году Военно-морское ведомство присудило Ивану Константиновичу почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира, а на следующий год он отправляется с адмиралом Федором Литке в путешествие к островам Греческого архипелага. Во время плавания художник карандашом заполнил сотни альбомных листов, легших в основу многих картин.

Морские путешествия обогатили опыт художника: он досконально вник в тонкости морского дела, что сделало его непревзойденным мастером документального изображения событий, происходивших на море – экспедиций, маневров и сражений. По батальным полотнам Айвазовского можно изучать военное морское дело.

За свою долгую жизнь Иван Айвазовский написал около 6000 полотен. Творческую активность Айвазовский сохранил до конца своих дней, он ясно осознавал ответственность художника за дарованный талант. В одном из писем 1899 года он пишет: «Я очень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить…»

Последние годы жизни Иван Айвазовский провел в родной Феодосии, здесь он и скончался в мае 1900 года.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/173800414

Прекрасные картины Айвазовского: Смотрим и наслаждаемся (+ Фото)

Все мы знаем как красивы морские пейзажи! Изображение разнообразных морских состояний и стихий, подымающихся волн могут взволновать нас, а лазурный берег и морской штиль приводят нас в состояние спокойствия и умиротворения. Не даром говорят, если хочешь побыть наедине с самим собой — иди к морю. Говоря о морских пейзажах, на ум приходит лишь одно имя — Иван Константинович Айвазовский.

Вид на взморье в окрестностях Петербурга, 1835

Происхождение художника…

Тот, кто интересуется живописью знает, что художник — маринист Иван Константинович Айвазовский происходит из знатной армянской семьи и настоящее имя живописца — Ованнес Айвазян. Родился Ованес 17 июля 1817 года в городе Феодосия, откуда и родилась большая любовь к морю у будущего художника.

Самые знаменитые картины Айвазовского

Девятый вал (1850)

Легендарная работа Айвазовского под названием «Девятый вал» завораживает и удивляет в одночасье.

Сюжет картины рассказывает о том, как группа людей, переживших кораблекрушение на маленьком обломке судна пытается спастись от разыгравшегося шторма, но огромная волна беспощадно настигает своих жертв и вот-вот укроет в морской бездне.

Морской пейзаж очень реалистично изображен и восхищает игрой красок, теней и света. Ярко-красный закат и лазурные волны словно играют с нами в прятки то скрываясь, то снова выныривая с дна морского.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)

Это одна из моих самых любимых картин Ивана Айвазовского. Данная работа художника, который любит изображать бушующее море, кораблекрушения и штормы, напротив очень светлая, чистая и на первый взгляд спокойная.

На ней изображен бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, но несмотря на это, кажется, что ничего не предвещает беды.

Море немного волнующееся, прозрачно голубое, небо усыпано белыми перинами, и лишь с одной стороны видны серые тучки, а паруса всех трех кораблей — белоснежные.

Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (1842)

Работа несет в себе умиление, нежность и позитив, ведь мастер кисти изобразил радость встречи родных людей, которые не виделись долгое время.

Наконец, морской царь и покровитель мореплавателей — Нептун отпустил их на сушу, где их уже встречают семьи, в данном случае — жена и дети одного из рыбаков. Айвазовский всегда работал с маслом и картины его получались как живые, яркие, красочные и сочные.

Художник нарисовал эту встречу не где-нибудь, а на одной из частей Тирренского моря, на западном берегу Италии, что придает ей некий романтизм.

Буря на море ночью (1849)

А этот холст мариниста 19 века, я бы назвала — самым мрачным, трагичным и печальным среди работ Ивана Айвазовского, а делают его таковым темные краски, тусклые тона игра света, и даже, яркая луна не спасает ситуацию.

Бушующее, темное, почти черное море жаждет захватить в свои сети маленькое судно, так стойко пытающееся удержаться на огромных волнах.

Одинокий корабль испытывает свою судьбу, попав в шторм ночью, и лишь яркая луна — единственная его спутница, и подруга.

Ночь. Голубая волна (1876)

Синяя лазурь морских волн словно слилась в одну плавную линию с горизонтом, а сила водной стихии качает наклоненный турецкий парусник, уставший дрейфовать в бескрайних просторах морских, и кажется, уже отдавшийся на волю судьбы.

Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)

Это удивительная работа Айвазовского! Речь идет не только о сюжете, но и о мастерстве. Посмотрите как все детально изображено, а нарисовал ее мастер кисти всего за одни сутки, особо уделяя внимание лишь морю, а не кораблям, как можно подумать, не верится, правда? Но это факт.

Говорят, что Айвазовский всегда рисовал по памяти и никогда с натуры, такая тогда у него была феноменальная память. Четкость линий и натуральность всех деталей, игра света, сочетание красок и умение правильно колорировать рисунок поражают и восхищают.

Не зря весь мир знает Айвазовского как мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему свету, и их у него больше шести тысяч.

Штиль (1885)

Среди множества картин, где живописец морских стихий изображает бушующую водную стихию, нашлось место и картине, на которой изображен тихий и спокойный бирюзовый штиль.

Глядя на эту работу, хочется попасть на тот самый лазурный берег и насладится теплыми лучами солнца, нежась и наблюдая за дрейфующим красавцем-парусником, справа окруженным горами, а сверху окаймленным нежными, небесно-чистыми облаками.

У художника имеются и другого рода пейзажи…

Батальные сюжеты

Десант Н.Н. Раевского в Субаши, 1839 г.

Художник-пейзажист обожал историю родного края, поэтому в его коллекции есть целая серия художественных работ под названием батальные сюжеты, где Айвазовский изображает ход исторических морских битв и сражений. Вот несколько примеров…

Навари́нский бой

Самый известный бой русской флотилии 1770 года во время русско-турецкой войны, который закончился взятием русскими турецкой крепости Наварин.

Полотно дышит опасностью и пахнет порохом, поверженные корабли утопают в морской пучине, все вокруг в серых тонах и тумане, а море, на удивление, тихое и спокойное, его синие воды уже готовы принять свои первые жертвы.

Художник рассказывает нам об этом событии в своей работе — достоверно, грациозно и горделиво, а еще ярко, красочно и натурально.

Русская эскадра на севастопольском рейде (1846)

Очень красивая и важная картина в коллекции Ивана Константиновича, ведь он очень любил и ценил Россию, которая была его Родиной, поэтому каждый успех и победу принимал на свой счет и гордился как своей. Он хотел показать всю мощь и красоту российского флота, и у него получилось просто великолепно.

Восточные сюжеты Айвазовского

Да, Айвазовский Иван Константинович всю свою жизнь писал в одном жанре, то есть изображал море, море и еще раз море, но мало кто знает, что в его коллекции картин есть и другие пейзажи, например, восточные сюжеты. Автор родился в Крыму и был выходцем из древнего армянского рода. Картины, передающие жизнь восточного народа, также достойны нашего внимания.

Кстати, на сайте most-beauty.ru есть интересная статья про самые красивые места Крыма.

Сцены из каирской жизни (1881)

Эту работу маринист Айвазовский написал специально к торжественному событию, а именно, к открытию Суэцкого канала в Египте в 1869 году, куда автор морских пейзажей был делегирован в составе специальной группы русских представителей.

Его заданием было запечатлеть событие мирового масштаба, что у него гениально получилось.

Египет и все его чудеса впечатлили пейзажиста-мариниста, что после этой работы он написал еще пару картин на восточную тематику, забыв на некоторое время про любимое море.

На лодке по Кумкапы в Константинополе (1846)

Жизненные устои и традиции Востока так повлияли на Ивана Константиновича, в результате чего в его фантазии, а позже и на полотне, появилась картина под названием «На лодке по Кумкапы в Константинополе», на которой мы видим восточных женщин и мужчин в традиционных нарядах, плывущих по реке Кумкапы куда-то по своим делам. На заднем фоне видно дом, за которым виднеется купол мечети. В этих работах художник использует новые для себя цвета и оттенки, кроме хорошо известных ему синих, белых и зеленых, с которыми он тоже отлично справляется.

Великая Пирамида в Гизе

Как не парадоксально, но гений морских пейзажей был поражен красотой и величием египетских пирамид, и не смог удержатся, чтобы их не нарисовать.

Он изобразил седьмое чудо света тоже в море, но не воды, а в море песка, охраняемое сказочным сфинксом — вечным охранником мертвых песчаных дюн.

Картина выполнена в пастельных тонах, красно-коричневых цветах в изобилии света. За пирамидами виден ярко-красный закат, освещающий всю пустыню.

А о самых известных древних пирамидах мира Вы можете прочитать нашу статью!

Армянские сюжеты

Как истинный армянин, художник затронул в своем творчестве армянскую историю, религию. Культуру и христианские темы писал в форме библейских сюжетов.

Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в) (1892)

Самое главное событие в религии армянского народа — это его переход в христианскую веру, которое осуществил Григор-Просветитель в четвертом веке нашей эры. Именно это библейское таинство изобразил Айвазовский, по-моему, вышло очень религиозно, торжественно и таинственно.

Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)

Самый известный ветхозаветный библейский эпизод, когда Ной, уставший после долгого пребывания в ковчеге, возвращается домой на землю после Всемирного потопа, спускаясь с горы Арарат вместе со своей семьей и животными, которые спаслись.

Зимние пейзажи Айвазовского

Живя в солнечном и теплом Крыму, Иван Константинович обожал снежную и суровую зиму, любил в детстве разглядывать узоры на окнах, нарисованных морозом, обожал деревья, покрытые инеем, и огромные сугробы. Вот это все и изображал он на своих полотнах, обычные деревенские зимние пейзажи. Взгляните сами…

Зимний пейзаж (1876)

Снежная тропа то ли в лесу, то ли в парке, по которой прохаживаются люди, а по обеим сторонам стоят запорошенные снегом огромные деревья, которые словно молчаливые слушатели знают все, о чем говорят прохожие. А как красиво на картине показан белый и серый цвета! Сколько существует оттенков белого цвета, я и представить себе не могла! А вы?

Исаакиевский собор в морозный день

Санкт-Петербург — культурная столица всей России, и именно здесь Айвазовский увидел эту замечательную зимнюю картину, которую позже воспроизвел маслом на холсте. Исаакиевский собор во всей красе блестит от снега в морозный день, а возле него белые запряженные тройки с бубенцами катают дам и кавалеров на санях — самое распространенное развлечение того времени.

Мельница (1874)

Этот рисунок в жанре этюда выполнен в черно-белом цвете грифельным карандашом. Старая мельница давно стоит без дела, и только снег красиво нарисовал на ее огромных лопастях красивые узоры.

Мимо, на санях и пешком, проходят прохожие, на улице пасмурно и темно и словно грустно на душе у этих прохожих. Четкие и точные линии делают эскиз совершенным и красивым.

Правду говорят, талантливый человек — талантлив во всем…

В заключение

Море. Коктебельская бухта. 1853 г.

Имя армянского художника — Ивана Константиновича Айвазовского — навек запечатлено в истории русской живописи.Его вклад просто неоценим, а его работы, которых насчитывается около шести тысяч.

Лунная ночь на Капри, 1841 г

Шедевры Айвазовского до сих пор очень популярны и продаются на разных аукционах за большие деньги. Красивое и качественное искусство никогда не потеряет свою ценность и не выйдет из моды, в чем можно убедиться, глядя на картины гениального пейзажиста-мариниста.

А полный список его картин в высоком разрешении Вы сможете посмотреть на сайте Википедии, пройдя по ссылке.

Этюд воздуха над морем

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/prekrasnye-kartiny-ajvazovskogo.html

Иван Айвазовский. Как Николай I смотр флота принимал

И. Айвазовский «Смотр Черноморского флота в 1849 году» (1886)

В честь недавно прошедшего Дня Военно-Морского Флота расскажу о своей любимой картине. Это «Смотр Черноморского флота в 1849 году», принадлежащий кисти великолепного художника-мариниста Ивана Айвазовского. 

Смотр этот проходил на Севастопольском рейде. Перед нами – длинный ряд величественных военных судов. Возглавляет линию линейный корабль «Двенадцать  апостолов» с тремя рядами пушек, за ним следуют «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил». Корабли движутся стройным рядом, величественные и прекрасные, олицетворяя честь и славу России.

Небо над ними выглядит серым, почти стальным, а море внизу  – задумчиво-синим.

Смотр принимает император Николай I.

В. Сверчков «Император Николай I» (1856)

Он стоит на борту пароходофрегата «Владимир».Позади него художник расположил группу офицеров. В середине её — командующий Черноморским флотом адмирал М. П. Лазарев, справа от него — начальник штаба флота В. А. Корнилов, слева — контр-адмирал П. С. Нахимов и капитан 1-ого ранга В. И. Истомин

Иван Айвазовский был свидетелем парада в 1849 году в качестве спутника императора Николая I. В 1886 году он воссоздал свои воспоминания об этом дне в картине.

Все корабли, которые столь величественно проплывают перед императором, были впоследствии затоплены своими экипажами на Севастопольском рейде во время Крымской войны…

А между тем вдоль борта пароходофрегата, на котором стоит император, все также пенятся лазурные волны… И невидимое глазу солнце освещает сине-серое море, чаек и Николая I.

  • Миг истории, застывший в красках.
  • Поставьте

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d31524131878200ad1dc4a3/5d42a32d8600e100ac268d2a

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector