Гойя франциско «маха обнаженная» описание картины, анализ, сочинение

Франсиско Гойя и картины «Маха одетая» – «Маха обнажённая»

Гойя Франциско

Франсиско Гойя

Испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

Родился:30 марта 1746 г., Фуэндетодос, близ Сарагоса Умер:16 апреля 1828 г. (82 года), Бордо, Франция

Маха обнажённая

Гойя Франциско

Музей Прадо, Мадрид

«Махa обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков.

Первая картина была написана в 1797—1800 годах, а вторая 1800—1805. Обольстительные, темпераментные махи олицетворяли испанское понимание привлекательности.

Кисть гениального художника навеки сохранила для потомков молодость, живое очарование, таинственную чувственность соблазнительной натурщицы.

История создания картины

До сегодняшних дней неизвестно, кто послужил моделью для картин. Многие историки утверждают, что на картине герцогиня Альба, которая была любовницей Гойи.

Гойя Франциско

Каэтана Фитц-Джеймс Стюарт Альба

Есть много версий, По одной из версий, «Маха одетая» была написана в перерывах между сеансами позирования Каэтаны Альбы для «Махи обнажённой» с единственной целью остановить уже ползшую по Мадриду глухую молву.

 Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою.

Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма.

Гойя Франциско

«Махa обнажённая» – 1797—1800

В 1813 году инквизиция узнала об этом и конфисковала у Годоя обе картины, попутно объявив Гойю «распущенным мазилой» и потребовав у художника немедленно выдать имя позировавшей ему модели Гойя, несмотря ни на какие угрозы, наотрез отказался называть имя этой женщины. А там, где нет ясности, зачастую появляются легенды.

Гойя Франциско

«Маха одетая» – 1800—1805.

По другой из версий, для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» создана была раньше «Махи обнажённой».

Писатель Лион Фейхтвангер – автора романа «Гойя, или Тяжкий путь познания», в своей книге тоже придерживался к той версии, что натурщицей была герцогиня Альба.

Гойя Франциско

«Гойя, или Тяжкий путь познания» – Лион Фейхтвангер

В 1945 году, с целью опровержения этой легенды, семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи.

Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, то в его нынешнем состоянии (длинные кости оказались сломанными) измерения провести не удалось.

Легенда так и не была опровергнута.

По другой версии была произведена эксгумация останков Альбы, и результаты измерений доказали несостоятельность этой версии.

Картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо.

Гойя Франциско

Три почтовые марки Испании 1930 года с изображением картины Гойи (1800). Они входят в серию, посвящённую годовщине смерти испанского художника, и считаются первыми в мире почтовыми марками с обнажённой натурой.

Гойя Франциско

Место выпуска марок город  Севилья, ИспанияГойя Франциско

Комплект марок имел намеренно завышенную, по сравнению с обычными почтовыми тарифами, номинальную стоимость (он продавалcя за сумму, эквивалентную американским $5 того времени). Марки поступили в продажу 15 июня 1930 года, гасились с помощью четырёх разных видов почтовых штемпелей, причём были действительны для оплаты почтовых услуг всего три дня, до 17 июня.

Гойя Франциско

Маха обнажённая – тайна картины великого испанского художника Франсиско Гойи обновлено: 18 февраля, 2017 автором: interesno-vse.ru

Источник: https://interesno-vse.ru/?p=11107

Женщины великого Гойи

Одни считали, что талант и гениальность художника были столь велики, что не могли существовать в рамкахвозможного и помогли художнику достичь подобных высот.

Другие утверждали, что тяжёлая болезнь и полноерасстройство психики поспособствовали ему сотворить величайшие шедевры.

Но нашлись и те — кстати, ихбыло немало, — которые были глубоко уверены в том, что великим художником Гойю сделала женщина

— таинственная и загадочная герцогиня Альба (1762-1802).

Гойя Франциско

Герцогиня Альба в черном, 1797

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в небольшой деревушке близ Сарагосы.

Его отец был мастером-позолотчиком, мать происходила из известного, но давно обедневшего дворянскогорода.

Обучаясь в школе, мальчик с трудом освоил арифметику и грамоту, зато в рисовании с детствапроявлял блестящие способности. Когда Франсиско исполнилось семнадцать лет, отец, желавший помочь

сыну в его стремлении стать живописцем, отправил юношу в Мадрид.

Гойя Франциско

Портрет Марии Терезы де Валлабриг на коне, 1783

Одновременно с обучением мастерству живописца в столице Гойя успевал уделять немалое вниманиеи женщинам, к которым с юности испытывал страстные и необузданные чувства. Его любовницамистановились и богатые аристократки, и простые крестьянки, и известные вгороде красотки из  публичных домов.

Говорили даже, что однажды в деревне, заметив красивуюмонашенку, темпераментный художник влез к ней в келью и похитил её, после чего спровоцировалжестокую драку с деревенскими крестьянами, в которой чуть не был убит.

Имел ли этот факт место илинет, доподлинно неизвестно, однако при весьма странных обстоятельствах Гойя бежал в Италию,

присоединившись к уличным бродягам

Гойя Франциско

Портрет доньи Нарсисы Бараньяна де Гойкоечеа, 1810

Три года спустя, в 1773 году, художник вернулся в Мадрид, где встретил своего давнего друга ФрансискоБайеу. Тот познакомил Гойю с сестрой, красавицей Жозефиной.

Пылкая и страстная любовь привела вскорек тому, что девушка забеременела, и не помышлявший о женитьбе Гойя был вынужден скрепить свои отношенияс возлюбленной семенными узами.

Всего жена подарила живописцу пятерых детей, однако вырос только

Хавьер — другие дети умерли в младенчестве.

Гойя Франциско

Портрет графини Чинчон, 1800

В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Недуг, который сломил художника, до сих пор вызывает бесконечныеспоры среди биографов и врачей, исследующих его болезнь. Одни полагают, что это было венерическоезаболевание, предположительно сифилис.

Другие считают, что причиной паралича и потери слуха моглиявиться маниакально-депрессивный синдром и шизофрения.

Современники отмечали, что у художниканаблюдались панический страх преследования, крайняя невоздержанность и даже истеричность, тяга

к одиночеству и некоторые другие странности в поведении.

Около двух месяцев Гойя неподвижно лежал, затем у него восстановилось зрение, и он впервые задолгие недели страданий смог подняться на ноги и пойти. Однако слух был потерян навсегда.

Гойя Франциско

Молодая дама в мантилье и баскине, 1805-08

Тем не менее художник опять вернулся к своей прежней жизни. Супружеская верность не быладобродетелью великого мастера. Бесчисленные романы продолжались: их было столько, что иногда художникдаже не помнил имени любовницы, с которой провёл ночь. Он покорял сердца знатных дам и бедных простушек,красавиц и обычных, ничем не приметных женщин. Казалось, это доставляло ему полное, ни с чем

несравнимое удовольствие.

Гойя Франциско

Молочница из Бордо. 1827

Так продолжалось до тех пор, пока в жизни непревзойдённого любовника не появилась двадцатилетняягерцогиня Альба, ставшая самой желанной женщиной в жизни художника и самой роковой музой в его судьбе.

Его познакомили с Каэтаньей Альбой придворные аристократки, бывшие близкими подругами мастера.Желающая увидеть своими глазами «необыкновенного Гойю», Альба пришла к нему в мастерскую. Она былавысокомерна, красива, женственна и чувственна.

После её визита, летом 1795 года, художник, не сдерживаячувств, рассказывал другу о встрече с новой знакомой и восклицал:

«О, наконец теперь я знаю, что значит жить!»

Гойя Франциско

  • Жмурки. 1788
  • Их страстный роман продолжался семь лет. На все эти годы Франсиско Гойя забыл о других женщинах,и лишь одна — самая красивая женщина Испании того времени — Каэтанья Мария дель Пилар, герцогиня
  • Альба, — оставалась его музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров.
  • Герцогиню нельзя было назвать благопристойной и скромной дамой — общество знало о её многочисленныхпорочных связях, впрочем, Альба и не думала их скрывать. В числе её любовников называли самых знатных
  • и влиятельных мужчин страны.

Гойя Франциско

Портрет герцогини Альба

Её замужество в тринадцать лет с уже немолодым герцогом, представителем одного из самых могущественныхаристократических родов Европы, не принесло Каэтанье душевного спокойствия. Юное сердце желало пылкихчувств, а тело стремилось познать все наслаждения и ласки.

Одержимая страстью, отдававшаяся каждому чувству,молодая герцогиня в двадцать лет стала опытной, многое познавшей, коварной обольстительницей. Современникивспоминали, что её желали все мужчины Испании.

«Когда она шла по улице, — писал один французскийпутешественник, — все выглядывали из окон, даже дети бросали свои игры, чтобы посмотреть на неё.

Каждый волосок на её теле вызывал желание».

Гойя Франциско

Портрет маркизы фон Вильяфранко, 1804

Герцог Альба предпочёл не обращать внимания на любовные связи своей темпераментной жены, а в1796 году он скончался от продолжительной и тяжёлой болезни. Его неверная супруга, облачившись втраурный наряд, отправилась оплакивать мужа в замок в Андалусии и провела там чуть больше года.

Примечательным явился тот факт, что всё это время с опечаленной вдовой жил Франсиско Гойя.

Гойя Франциско

Жозефа Байе или Леокадия Вейс, 1814

Когда через год парочка вернулась в Мадрид, герцогиня бросилась в объятия нового возлюбленного— очень знатного и храброго воина. А Гойя, оскорблённый и озлобленный, продолжал писать её портреты.

  1. Но теперь он изображал предательницу то глупой дамой, то продажной девицей, то страшной ведьмой.

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/2269526.html

Гойя ФрансискоКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) (1746–1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). С 1773 года художник работал в Мадриде, в 1776–1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений (“Зонтик”, 1777, “Игра в пелоту”, 1779, “Игра в жмурки”, 1791, – все в Прадо, Мадрид).

Гойя Франциско

Лампа дьявола, 1798, Национальная галерея, Лондон

Гойя Франциско

Маха одетая, 1802-1803, Музей Прадо, Мадрид

Гойя Франциско

Антониа Зарате, 1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург

С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (“Семья герцога Осуна”, 1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А.

Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – “первый живописец короля”.

Гойя Франциско

Шабаш ведьм, 1798, Музей Лазаро, Мадрид

Гойя Франциско

Маха обнаженная, 1800, Музей Прадо, Испания

Гойя Франциско

Зонтик, 1777, Прадо, Мадрид

Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании “старого порядка”.

Уродство ее моральных, духовных и политических основ испанский живописец раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос” (80 листов с комментариями художника, 1797–1798); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.

Гойя Франциско

В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (“Маха одетая” и “Маха обнаженная”, обе – Прадо, Мадрид).

Гойя Франциско

Продавец посуды, 1778

Гойя Франциско

Сбор винограда, 1786

Метель, 1786

Махи на балконе, 1810-е

Прошлое и настоящее, 1819

Исабель Порсель, около 1805

С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете “Семья Карла IV” (1800, Прадо, Мадрид).

Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции (“Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде”, “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”, обе – около 1814, Прадо, Мадрид), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов “Бедствия войны” (82 листа, 1810–1820).

Семья короля Карла IV, 1800

Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года

Семья герцога Осуна, 1788

Портрет жены художника, 1796

Сатурн, пожирающий своих детей

В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме “Кинто дель Сордо” (“Дом глухого”), стены которого расписал маслом.

В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные изображения многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени (“Сатурн”) и освободительной энергии юности (“Юдифь”). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов “Диспаратес” (22 листа, 1820–1823). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине “Похороны сардинки” (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов “Тавромахия” (1815).

Разносчица воды, 1810

Огонь в ночи, 1793

Колосс, 1808-1812

С 1824 года Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19 века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

Источник: http://smallbay.ru/goya.html

Гойя. Маха обнажённая. Художественный смысл

Гойя Франциско

С. Воложин.

Гойя. Маха обнажённая.

Художественный смысл.

Почувствовал дыхание ада.

Гойя отчаявшийся.

Услышал от видевшего подлинник “Махи обнажённой” (1800 — 1803) Гойи, что он почувствовал дыхание ада. Человек не верующий, между прочим, и рационалист.

Гойя Франциско Гойя Франциско

Поверить, что ли?..

Или можно проверить?

Обнажённая, понимай, суть свою показывающая. Одетая – маска (накрашены ресницы, брови, пожалуй, и губы).

Это не герцогиня Альба, одно время бывшая любовницей Гойи. Изображённая, вроде, коротконогая.

Гойя Франциско

А родственники герцогини сделали эксгумацию, были произведены замеры, и они показали, что изображена не Альба.

“Маха… «свободная женщина, цыганка», «женщина-змея»… в Испании — прозвание женщин, ведущих независимый образ жизни, в основном из провинции, «глубинки». Поэтому в Мадриде, столице Испании, этим словечком в XVIII—XIX вв. часто называли цыганок и куртизанок” (Словарь изобразительного искусства)

.

И не ждать же любви от позирующей обнажённою проститутки… Или, если это типа оперной Кармен женщина… такая отдавалась по любви лишь. То Хозе, то Эскамильо, но – по любви. Но то ж – произведение не реалиста, как Мериме (у Мериме она потаскуха: замужем, Хозе, лейтенант…).

И правда, половой акт после сеанса позирования предвидится (это выдают разгоревшиеся щёки), но любви что-то не видно в выражении лица, во всяком случае, у обнажённой. Одетая ещё не так резко написана.

Подбородок едва не сливается с шеей, нос с правой (от нас — левой) щекой просто не разделён, взгляд затуманен, волосы – дымом. Ещё можно это счесть чем-то от романтики. Но у обнажённой всё резко, никакой накрашенности ни бровей, ни ресниц, ни губ, в глазах блеск вряд ли желания.

Скорее – интереса к смотрящему: как ты там себя чувствуешь, а? Там, да, именно там? И что так следует думать, подтверждает холодный тон шеи, прямо голубой.

Холодный тон – холодный взгляд… Одетая, несколько затуманенная, пусть и притворяющаяся – кем притворяется? – Зовущей… Ждущей… А обнажённая изучает тебя. Наука же – дело трезвое и далёкое от морали.

Так для меня проблема – к какому идеостилю отнести тут Гойю. Дело в том, что недавно я нашёл его залетевшим аж в… реализм (см. тут). Но реализм – это открытие художником того социального, которое ещё социуму не открыто.

Так холодность проституток, я не думаю, что может быть предметом открытия 54-летнего Гойи для себя и для общества.

До порицания ж проституции, продажности он, — вполне в духе нравоучительного Просвещения, — опускался ранее, в “Капричос” (закончена к 1799 году).

Гойя Франциско Гойя Франциско Гойя Франциско
Они говорят “Да” и протягивают руку первому встречному Никто никого не знает Да простит ее Бог, это была ее мать

Потому говорю: опускался, — что это ж не художественность – иллюстрация знаемого.

Так если не Просвещение и не реализм, то что остаётся? Всё-таки романтизм? Могла Гойю к 1800 году охватить мировая скорбь? Такая, что спастись от неё можно только уходом в свой внутренний мир, прекрасный… – Вполне.

В Англии и Германии романтизм уже был. – И тогда прекрасный душою автор отторгает от себя не просто проститутку, а исчадье ада. Масштаб её отражает масштаб великой души автора.

Он всё может: даже и такую красавицу не хотеть.

И для этого он делает свой персонаж не просто махой, а душою махой. В ницшеанском смысле. Аристократическом.

Гойя Франциско

И тогда на ногах одетой – позолоченные туфли, на плечах — что-то тоже золотого рода. Тогда лежит она на дорогущей простыне и наволочках – с тончайшими кружевами.

Гойя Франциско

Тогда воображал он (а может, и были такие) великосветскую роковую женщину. И может, и была у него какая-нибудь такая мучительная любовь… Может, с той же Альбой. – Вот он и излил свою великую душу на холст.

Или задаться вопросом, чего это он, придворный живописец, вдруг стал делать офорты, произведения тиражируемые, то есть – для народа? И что если ответ такой: он просветитель; он хочет народ вытащить из средневекового мрака; вот он и стал непосредственно к нему обращаться с моральными проповедями. И, спрашивается: у него получилось хоть что-нибудь? – Нет, конечно. И он вполне мог впасть в отчаяние и броситься вон из внешнего мира в спасительный внутренний мир.

А доказано (на примере Крылова, Грибоедова), что в реализм творец перейти может не только побывав предварительно романтиком, но и прямо из классицизма (Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986. С. 292). То есть из классицизма есть две дороги: в романтизм и в реализм.

Так если Гойя, бесполезно борясь с народом сатирой, заскакивал порою в реализм (см. тут), то почему б ему не заскочить где-то и в романтизм? Шатнёт в мудрость – и он в реализме, шатнёт в отчаяние – он в романтизме.

Тогда само разочарование Гойи от хождения в народ своими “Капричос” могло быть так огромно, что одно оно уже могло бросить Гойю в романтизм с его мировой скорбью.

Вот и получается, что мой очевидец “Махи обнажённой” в музее Прадо прав насчёт её адскости.

3 января 2014 г.

.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.lik-bez.ru/archive/zine_number5134/zine_saloon5140/publication5171

На главную страницу сайта Откликнуться([email protected])

Источник: http://art-otkrytie.narod.ru/goya2.htm

Картина «Маха обнаженная» Франсиско Гойи

Гойя Франциско

Картина «Маха обнаженная» стоит особняком в галереи портретов известного художника. Прежде всего потому, что это одна из первых живописных работ в мире, где изображена реальная нагая натурщица, а не богиня или героиня мифов. Вторая причина интереса к картине – взаимоотношения модели и художника. Попробуем разобраться, чем же привлекает сегодня это написанное более двух веков назад полотно.

«Маха обнаженная» и «Маха одетая». Нюансы

Гойя Франциско

Картина «Маха обнаженная» – одна из двух парных работ художника. Вторая указана в заголовке текущего пункта. Это – «Маха одетая». Это совершенно не повторение «Любви земной и небесной» Тициана, это не диптих! Мало кто сомневается, что вторая картина была выполнена художником, чтобы скрыть первую, чтобы в век мрака испанской инквизиции отстоять изображение настоящей, горячей, человеческой чувственности, не скованной общественными и религиозными условностями и догмами. Вторая картина явная копия первой. Она также технически хорошо выполнена (великий Гойя мог одним взмахом кисти нарисовать кисть руки человека), но мимо нее проходят, не замечая.

А картина «Обнаженная маха» кричит: «Посмотрите, как хороша Моя женщина!». И люди действительно смотрят.

Вот поэтому эта женщина на картине именно «маха», а не девушка, например. И сам художник, и его окружение, безусловно, считали его самого «махо», то есть презирающим условности, сильным, волевым, бесстрашным, яростно сопротивляющимся гнету действительности.

Субкультура «махизма» в Мадриде во времена Ф. Гойи

Махо – это слово громко звучало в Испании 18-19 века. Появившись, как протест против усиливавшегося французского влияния на жизнь и культуру Испании, это течение захватило практически все слои испанского общества.

Основную его часть составляли небогатые провинциалы, имевшие достаточно денег, чтобы одеться в национальную испанскую одежду, и городские простолюдины (слуги, кухарки, ремесленники). Эти люди плевать хотели на законы и правила, установленные в обществе.

В свободное время они собирались на городских улицах, шумя и веселясь: танцевали с кастаньетами и тамбурином, нарочито ярко и эмоционально выясняли отношения друг с другом, иногда с применением ножей, которые были обязательными для мужчин и женщин, носивших их за подвязками.

Гойя Франциско

Автор картины «Маха обнаженная» Гойя явно «махо». Мужчины назывались именно так, (сравните с сегодняшним значением слова «мачо»). А женщины «маха».

Маха была олицетворением настоящей испанки: сочетание неукротимого темперамента, романтизма, живописности и национального акцента в одежде (обязательна мантилья!) и свободолюбия. Проще говоря, Кармен из одноименной оперы.

Жизнь всех махо была так необычна и колоритна, особенно для любящих эффекты испанцев во времена инквизиции, запрещавшей все на свете, что даже очень богатые люди старались походить на махо, хотя бы одеждой.

Считала себя «махой» и герцогиня Альба.

Франсиско Гойя и герцогиня Альба

Гойя Франциско

Ставшая известной в веках благодаря гению великого Гойи, герцогиня Альба (полное имя: донна Мария дель Пилар Тереза Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо маркиза де Вильябранка герцогиня Альба) была не только весьма богатой и знатной покровительницей, но и любовницей художника. В этом невозможно сомневаться, так как, глядя на полотно, легко представить себе взаимоотношения художника и модели. Словно увидеть, как тот, кто написал картину “Маха обнаженная”, создает сильнейшую по сексуальному воздействию на зрителя, работу.

А вторая работа была написана для защиты от инквизиции не только самого художника, но и его прекрасной любовницы. Именно ее представляли служителям церкви, выспрашивающим о том, чем занимаются художник и его богатая меценатка. Общеизвестно также, что лицо модели на обеих картинах художнику тоже пришлось переделать – это не лицо доньи Марии дель Пилар.

Жизнь Франсиско Гойи в литературе и кинематографе

Гойя Франциско

Дополнительную известность великому художнику Франсиско Гойи и его «Махе обнаженной» безусловно принесло обращение к его судьбе немецкого писателя Лиона Фейхтвангера. Его роман «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1951 год) очень известен и любим уже у нескольких поколений. Он рассказывает об истории написания картины «Маха обнаженная», о взаимоотношениях между герцогиней Альбой и Франсиско Гойей, как роман, где любвеобильная герцогиня, удовлетворяющая свое тщеславие, использует темперамент гения и собственное тело для создания художественного чуда. Это история о сложности человеческих чувств, она заставляет задуматься: герцогиня Альба – сумасбродка и испорченный ребенок, для которого все в этой жизни – игра, или умнейшая и до безумия влюбленная в художника женщина. Просто «маха».

С 1958 по 2006 год в мире было выпущено 5 фильмов о художнике. Сюжет трех построен на романе между Ф. Гойей и герцогиней Альбой, а также создании картины «Обнаженная Маха».

Один из лучших фильмов был поставлен известным режиссером Бигасом Луна, главную роль исполнял Айтана Санчес-Хихон, главную женскую роль – всемирно известная красавица Пенелопа Крус.

Прекрасное будущее работы

Можно предположить, что роман и фильмы о Франсиско Гойе уйдут, став скучной классикой, но вряд ли автор картины «Обнаженная маха» останется забытым потомками, как не забыты сегодня Рафаэль, Дюрер или Андрей Рублев.

Источник: https://labuda.blog/246761

Франциско Гойя и его загадочный темный мир

Феноменальный испанский живописец Франсиско Гойя жил и творил в эпоху романтизма, однако его работы кардинально отличались от стиля других художников 18-19 веков.

Его самобытная манера настолько контрастировала с классическим романтизмом, что большинство искусствоведов называют Гойю предвозвестителем эпохи импрессионизма.

Как полагают эксперты, в полной мере талант художника раскрылся после перенесенной им тяжелой болезни, над происхождением которой медицинские светила раздумывают до сих пор.

Юные годы Гойи

Родился Франсиско Хосе де Гойя, выдающийся гравер и художник, 30 марта 1746 года в Сарагосе в семье, принадлежавшей к среднему классу.

После рождения Франсиско семейство решило переехать в небольшое селение Фуедетодос, располагавшееся неподалеку от Мадрида, пока в их доме в Сарагосе шел ремонт. Родители планировали пробыть в деревушке недолго, однако переехать обратно им удалось только к 1760 году.

В этот же год одаренный юноша, увлекавшийся живописью еще с 14 лет, поступил на обучение к местному мастеру Лусану-и-Мартинесу. Проучившись у него несколько лет, Гойя умудрился влезть в драку, вследствие которой ему пришлось бежать из Сарагосы.

Таким образом, в 1776 году живописец очутился в испанской столице – Мадриде. Здесь у него появилась возможность познакомиться с творениями художников, работавших при дворе. Здесь же молодой человек приступил к совершенствованию своего таланта.

Природный дар Гойи позволил ему стать участником конкурсов, которые проводила столичная Академия художеств. Таким образом одаренный юноша пытался поступить в Королевскую Академию искусств, которая находилась в Сан-Фернандо. Но Гойю ждала неудача: картину не отобрали, а молодое дарование решило переехать в Италию.

В Риме Гойя продолжил обучение и свою работу. Огромное влияние на него оказали картины величайших итальянских классиков живописи. Тем не менее, долго в Риме Гойя не задержался – будучи заядлым искателем приключений, Гойя умудрился похитить девушку, в которую был влюблен, из женского монастыря.

Естественно, его сразу же поймали, а ему в очередной раз пришлось спасаться бегством.

Гойя Франциско

Становление Гойи-художника

В 1771 году Гойя написал картину с античным сюжетом про Ганнибала, которую по достоинству оценили в Академии художеств Пармы: она получила премию. Но и здесь живописец не задержался и переехал в родную Сарагосу.

На Родине Гойя много работает над созданием фресок для бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар.

Благодаря его отточенному мастерству в стиле итальянского барокко, художник будет получать множество подобных заказов, как в Сарагосе, так и в соседних городах.

А в 1773 году Гойя уезжает в Мадрид, где живет у своего давнего друга Франсиско Бацеу. В то время Байеу был художником при дворе Марии Луизы и Карла IV. Большую часть времени Гойя проводил в мастерской, принадлежавшей Байеу.

Кстати, приятель познакомил Гойю со своей сестрой, в которую живописец не на шутку влюбился. Так как впечатлительный гений не смог сдержать свои порывы, его возлюбленная забеременела, а потому Гойе пришлось жениться в 1775 году.

У них родился сын, которого назвали Эусебио, но, к сожалению, малыш прожил недолго.

За все время брака Франсиско и Хосефы родилось пятеро детей, однако в живых остался только один. Сын, которого назвали Франсиско Хавьер Педро, решил взять пример с отца и стал художником, хотя ему и не удалось прославиться.

Склонному к авантюризму Гойе вскоре приелась семейная жизнь, он охладел к своей супруге, а потому, попав в придворное общество изысканных аристократок, просто перестал интересоваться Хосефой. Отметим, что за всю свою творческую карьеру Гойя создал один-единственный портрет Хосефы.

Гойя Франциско

Известность и пост придворного живописца

Дружба с Байеу приносила благоприятные плоды: малоизвестному Гойе удалось получить несколько выгодных контрактов. Так, за период с 1776 по 1780 год, работая на Королевской шпалерной мануфактуре, Гойя создал 45 панно, которые впоследствии использовали для производства гобеленов. Именно эти красивые панно принесли славу художнику.

А в 1780 году Гойе была оказана особая честь – его приняли при дворе, а его мечта о Королевской Академии сбылась. Гойя создал очень удачный портрет Карла III, а также великолепное полотно «Распятие» которые и стали пропуском в академию. Через пять лет Гойя получил пост вице-директора отделения живописи, а в 1795 стал его директором.

1786 год ознаменовался для Гойи получением такого долгожданного поста – художника при дворе. Отметим, что Карл IV позволил Гойе остаться на этой должности и после смерти своего предшественника в 1799 году.

В 1791 году судьба свела его с герцогиней Альбой, которая на долгие годы обосновалась в сердце художника, стала его музой и, к тому же оказывала покровительство.

В 1792 году Гойя настигла очень серьезная болезнь, над происхождением которой и в нынешнее время ведется множество медицинских дискуссий. Вследствие тяжелого заболевания живописец полностью утрачивает слух.

В этот трудный для него период Гойя приступил к созданию знаменитых офортов «Капричос», которые смог закончить лишь в 1799 году.

Эта работа носит сатирический характер и раскрывает несостоятельность установленных порядков в обществе, религии и политике.

В 1797 году Гойя создал шедевр «Маха обнаженная», во время путешествия с герцогиней Альбой в Андалусию, утешая ее после смерти супруга, в 1802 появилась «Маха одетая», а после смерти своей музы Гойя написал «Маху на балконе», датированную 1816 годом.

Гойя Франциско

С 1808 года Гойя становиться свидетелем войны между испанским народом и войсками Наполеона. В этот период он пишет много картин о войне.

Оставшись в одиночестве, Гойя переезжает в «Дом глухого», как он сам называл приобретенное жилище, стены которого расписывает маслом, изображая в мрачных гротескных сюжетах все свое разочарование от жизни и темные кошмарные миры, посещавшие его воображение.

Затем художник знакомится с Леокардией де Вейс, которая родила ему дочь Росариту. А в 1824 году Гойя с семьей бежал от преследования нового правительства по Францию, где и закончил свой жизненный путь 16 апреля 1828 года. Его французский период ознаменовался такими шедеврами, как «Бордосские быки» и «Молочница из Бордо».

Источник: http://newsspain.ru/francisko-gojya-i-ego-zagadochnyj-temnyj-mir/

Маха обнажённая и Маха одетая.

10:32 pm — Маха обнажённая и Маха одетая..

 «Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Хосе де Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida).

На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв. Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.Маха» – женщина, главным смыслом жизни которой является любовь.

Обольстительные, темпераментные махи стали воплощением характерно испанского понимания привлекательности.(кстати,Мачо-мужской эквивалент Махи)…

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828).Маха обнажённая (ок. 1797—1800).Холст, масло. 97 × 190 см.Музей Прадо, Мадрид.

Картины были написаны, видимо, специально для кабинета во дворце премьер- министра Испании Мануэля Годоя, который украшали изображения обнаженной натуры. Существует легенда, будто оба полотна находились в одной механической раме, и, по желанию, можно было перемещать «Маху одетую», чтобы увидеть «Маху обнаженную».

Нельзя исключить, что «Маха одетая» и была создана с целью скрывать «Маху обнаженную» (изображение нагого женского тела в Испании запрещалось инквизицией).

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828).Маха одетая (ок. 1800—1805).Холст, масло. 97 × 190 см.

  • Музей Прадо, Мадрид

Доподлинно не известно, кто послужил моделью для картин. Наиболее распространённым является мнение, что натурщицей была Герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения. Это воспринималось её аристократическим потомством в штыки.

В XX веке с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи.

Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась неопроверженной.

Существует мнение, что для картин позировали разные женщины. Более убедительна гипотеза, что моделью для картин могла послужить любовница Мануэля Годоя, премьер-министра и любовника королевы Марии-Луизы.

Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру  Мануэлю Годою.Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма.

Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в ПрадоКстати, интересно, в 1930 году в память о Гойё частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах».

Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну

 отсюда

отсюдаотсюда

Источник: https://pheonae.livejournal.com/333211.html

8 неожиданных загадок мировых шедевров искусства, которые были раскрыты лишь недавно

  • Как выглядят и чем занимаются наследники миллиардеров (Они ломают стереотип о золотой молодежи)
  • 12 фильмов с низким бюджетом, которые доказали, что для создания хита деньги не главное
  • 18 твитов от родителей, над которыми хохотал весь интернет
  • Учительница хотела показать детям, почему так важно мыть руки, и провела очень убедительный научный эксперимент
  • 20 человек, которые были против «этих» животных в доме, а теперь и дня без них не проживут
  • 20+ человек, которые просто хотели новый снимок в инстаграм, а придумали гениальный фотолайфхак
  • Финансовая инструкция для семейного бюджета, чтобы не ссориться из-за денег и сохранить семью
  • 13 важных фактов о духах, которые тщательно скрывают парфюмеры
  • 20+ историй о бывших, которые после расставания пустились во все тяжкие
  • Посмотрите, как выглядели 17 звезд на своих первых ковровых дорожках
  • Продавцы магазинов дорогой одежды откровенно рассказали, что на самом деле происходит за дверями бутиков
  • 20+ фактов о самолетах, которые позволят пересмотреть свое отношение к полетам
  • 11 вещей, которые раньше считались престижными, а сегодня не стоят ваших денег
  • 20+ раз, когда о покупателях и клиентах позаботились как о родных
  • 20+ фактов о том, что скрывается за кулисами культовой программы «В мире животных»
  • 25+ хитростей проживания в отелях, которыми матерые туристы не спешат делиться даже с друзьями

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/8-neozhidannyh-zagadok-mirovyh-shedevrov-iskusstva-kotorye-byli-raskryty-lish-nedavno-2161415/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector